Наполеон Бонапарт говорил‚ что его голова устроена как шкаф с множеством ящиков. Чтобы извлечь из памяти нужную информацию‚ он всего лишь открывал один из них. Вряд ли Наполеон досконально разбирался в механизмах памяти‚ но он интуитивно чувствовал‚ как они работают. Впрочем‚ ученые до сих пор не до конца все знают насчет сложного искусства запоминания…
Память — одна из самых важных функций в организме. Если говорить образно, она как зеркало окружающего мира внутри нас. Именно через функции запоминания формируется жизненный опыт. С точки зрения биохимии память — это череда нейробиохимических реакций в центральной нервной системе. Мы воспринимаем окружающий мир через зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные рецепторы. Сигналы от них преобразуются в электрические импульсы и поступают в головной мозг, где фиксируются. Мы запоминаем все события — приятные и неприятные. Причем сильнее всего фиксируем моменты, сопряженные с сильными эмоциями: праздники, походы с родителями в зоопарк, первую любовь… Человеческая память отличается от компьютерной тем, что сохраненная информация воспроизводится не зеркально, а в измененном виде, приправленная красочными впечатлениями и эмоциями, владевшими нами в тот момент. Знакомый аромат духов напоминает о близком человеке, звучащая по радио песня ассоциируется с тем или иным событием… Так работает образная память, которая хранит чувственные образы объектов. Есть двигательная память, когда запоминаются движения. Например, ребенок учится ходить: сначала ему трудно, но постепенно он запоминает характер движений и вскоре перебирает ножками уже не задумываясь. Обучение связано с более сложным видом памяти — логической, когда запоминаются понятия, суждения и умозаключения.
ГДЕ ХРАНЯТСЯ ВОСПОМИНАНИЯ
Итак, механизмы памяти до сих пор до конца не изучены. Согласно одной из теорий в функции запоминания важную роль играют РНК и особые пептиды, а также образование кольцевых структур, в состав которых входят как нейроны, так и нейроглия — в них длительное время могут циркулировать нервные импульсы, обеспечивая сохранение информации. Считается, что информация фиксируется в системе каждого анализатора, поэтому мы говорим о тактильной, слуховой и зрительной памяти. В экспериментальных и клинических исследованиях было показано, что в формировании памяти задействованы многочисленные структуры мозга: гиппокамп, таламус, гипоталамус и, конечно, кора. Во время выполнения ряда нейрохирургических операций под местным обезболиванием при раздражении коры затылочно-теменно-височной области у пациентов возникали воспоминания событий, лиц, звуков и предметов.
Процесс запоминания имеет свои этапы: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Вначале информация воспринимается из окружающего мира одной из сигнальных систем (слух, зрение, вкус, обоняние, тактильная чувствительность), после идет транспортировка информации в «главный процессор» — головной мозг, а затем сортировка информации и раскладывание ее по полочкам. В последующем нервная система решает, как долго необходимо хранить информацию: несколько минут, часов, месяцев или лет.
На память сильно влияют эмоции, внимание, степень заинтересованности в запоминании той или иной информации, целеустремленность. Вы замечали, что, проходя по улице, запоминаете рекламные билборды, вывески магазинов, лица прохожих, сами того не желая? Это непроизвольная память выхватывает случайные картинки из жизни и сдает на хранение, как правило, кратковременное. Произвольная же, или смысловая, память помогает зафиксировать все то, что мы намеренно хотим запомнить.
СДАНО В АРХИВ
В зависимости от длительности хранения информации память делится на мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную.
Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств, ее длительность — от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов в этом случае не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен пяти — девяти единицам информации и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления этой информации.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, стоящей перед нами, и рассчитан только на период ее решения. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Такой вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться нами сколько угодно раз практически без утраты.
При повторении одного и того же материала информация переходит из хранилища кратковременной памяти в долговременную, а это значит, что пользоваться этими знаниями мы можем очень долго.
Но процессы запоминания не всегда стабильны. На качество запоминания могут влиять многие факторы: стресс, переутомление — как физическое, так и психоэмоциональное, травмы головного мозга, различные заболевания, возраст. Эти состояния могут замедлить запоминание и хранение информации. И тогда мы начинаем жаловаться на нарушение памяти: «Все забываю», «Ничего не помню», «Голова как решето...»
ЭТО НЕ СКЛЕРОЗ
Доподлинно неизвестно, почему снижение памяти стали называть склерозом. В медицине под склерозом обычно понимают разрастание соединительной ткани на месте функционально значимых структур. Если говорить о неврологии, то есть заболевание аутоиммунной природы под названием «рассеянный склероз» , характеризующееся появлением в головном и спинном мозге очагов демиелинизации и развитием серьезных неврологических нарушений (расстройство глубокой чувствительности, зрения, движения). Термин «склероз» не имеет к расстройствам памяти, по сути, никакого отношения.
Нарушения памяти с утратой или снижением способности хранить и воспроизводить информацию называются амнезией, или гипомнезией. В результате атеросклероза сосудов головного мозга, при длительном употреблении алкоголя, хронических отравлениях на производстве, после инсультов развивается так называемая фиксационная амнезия. Она характеризуется ослаблением запоминания текущих событий при сохранности приобретенных ранее знаний. При черепно-мозговых травмах человек может забыть события, предшествовавшие катастрофе, — это называется ретроградной амнезией. Если утрачиваются события, произошедшие после травмы, это свидетельствует об антероградной амнезии. Прогрессирующая амнезия, развивающаяся вследствие возрастных изменений, сопровождается постепенным опустошением запасов полученных знаний и сведений по определенным закономерностям — сначала утрачиваются более недавние события, в первую очередь менее эмоционально окрашенные, от более частных к более общим.
Снижение памяти может сопровождаться ложными воспоминаниями — псевдореминисценциями, когда события прошлого переносятся в настоящее (скажем, человек, вышедший на пенсию, может сообщать, что все еще работает), и конфабуляциями, при которых к реальным мемуарам примешиваются события из чужой биографии. Своеобразны и ощущения déjà vu (уже виденного, когда начинает казаться, что ситуационная обстановка в точности уже переживалась когда-то) и jamais vu (никогда не виденного — когда кажется, что знакомое на самом деле явление переживается первый раз в жизни).
Проверьте память
Эффективность процесса запоминания можно проверить у психолога по специальным тестам. Есть и простые методики для использования в домашних условиях.
Вот одна из них на проверку визуальной (зрительной) памяти.
ТЕСТ «25 СЛОВ»
В течение ровно одной минуты прочтите и запомните 25 ниже представленных слов. После этого, не подсматривая, за пять минут запишите на листе все запомнившиеся слова в любом порядке.
Сено, тротуар, ключ, столетие, самолет, фильм, поезд, автомат, картина, Карпаты, месяц, Гималаи, певец, неподвижность, радио, календарь, трава, мужчина, перевал, женщина, автомобиль, абстракция, сердце, вертолет, трава.
Теперь посчитайте все записанные слова, за каждое слово добавляйте себе по одному баллу. Состояние памяти в зависимости от суммы набранных баллов представлено ниже.
6 баллов и меньше
Ваша память, в первую очередь зрительная, сейчас не в самом лучшем состоянии. Но показатели можно улучшить. Читайте книги, считайте в уме, учите тексты наизусть.
7–12 баллов
Ваша память не так уж плоха. Хотя, возможно, у вас есть проблемы с концентрацией внимания, что, конечно, мешает при запоминании.
13–17 Баллов
Результат тестирования хороший. Чаще всего на память вы не жалуетесь.
18–21 балл
У вас неординарная память! Вы умеете сосредотачиваться, а это признак силы воли.
Более 22 баллов
Ваша память феноменальная! Поздравляем!
ТЕСТ «10 СЛОВ»
Для исследования механической памяти воспользуйтесь тестом «10 слов».
Попросите кого-нибудь записать на листе десять не связанных между собой слов и прочитать вам. Попробуйте повторить их в любом порядке. Запишите, сколько слов из списка удалось воспроизвести. Затем попросите огласить перечень тех же слов еще раз и снова попытайтесь повторить его — и так пять раз подряд, каждый раз записывая количество правильных совпадений. Обычно после третьего повтора запоминается девять-десять слов.
Через час после тестирования повторите слова еще раз без дополнительного прочтения, на память. В норме вы должны воспроизвести не менее восьми слов. При плохом запоминании в памяти остается пять слов и меньше.
Составьте кривую запоминания по этому тесту, отметив на оси абсцисс количество запоминаемых слов, а на оси ординат — время.
Повторяя тест с определенной периодичностью (например, раз в год), вы сможете проследить состояние памяти в динамике.
|